Обогащение словарного запаса.Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности
06.06.2022
Обогащение
словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных
умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться
в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Выделяют две группы методов обогащения словаря
детей дошкольного возраста: методы
накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и
активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая
группа включает методы:
1.
Непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:
рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского
сада, целевые прогулки и экскурсии;
2.
Опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание
картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ
кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая
группа методов используется для закрепления и активизации словаря:
рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
дидактические игры и упражнения.
Содержание словарной работы усложняется
от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной
работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение
словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом
предметов и явлений.
2.Введение
слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о
предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение
слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения
предметов по существенным признакам.
Эти
три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и
прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями
природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов.
20.02.2024

Просмотров всего: , сегодня: