Программа просвещения родителей
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные
организации, (далее – Программа), представляет собой документ,
направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования
в определении содержания и форм просвещения родителей.
Разработка Программы осуществлялась как мера государственной
поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской
деятельности
для
родителей
детей,
посещающих
дошкольные
образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений
Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам
заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации
25 мая 2022 г.).
Просветительская
деятельность
выступает
значимой
частью
профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных
организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом
формирования единого образовательного пространства страны и позиции
осознанного ответственного родительства. С начала становления системы
дошкольного
образования
просвещению
родителей
(законных
представителей) уделялось большое внимание. Современные родители, имея
доступ к фактически неограниченному количеству психолого-педагогической,
методической информации, продолжают испытывать затруднения в развитии,
воспитании, обучении детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов. Они нуждаются в адресной компетентной помощи. Оказывать
такую помощь родителям призваны педагоги дошкольных образовательных
организаций.
Просветительская деятельность осуществляется вне реализации
образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является
образовательной программой. Она выступает инструментом, используя
который педагоги дошкольных образовательных организаций могут
оперативно находить содержание для подготовки коллективных и
индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы
родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы
просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики
8
решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей,
возникающих образовательных ситуаций и запросов.
Разработка Программы просвещения выполнялась широким кругом
авторов и организаций. Авторами-составителями Программы просвещения
выступил коллектив Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ
Институт развития, здоровья и адаптации ребенка (Т.П. Авдулова,
И.А. Бурлакова, О.Ф. Жуков, Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова,
В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева, Р.И. Яфизова), преподаватели ФГБОУ ВО
Московский педагогический государственный университет (М.А. Бахотская,
Ю.Ю. Березина, Т.В. Калинина, А.В. Лияскина, М.В. Лещенко,
Т.А. Семенова). В наполнении разделов Программы также принимали участие
педагогические коллективы 39 пилотных образовательных организаций из
5 регионов России (Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край,
Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ Югра). Материалы
для
разделов
Программы были предоставлены Департаментом
демографической и семейной политики Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации, ФГБНУ Институт коррекционной
педагогики, ФГБНУ Институт изучения семьи, детства и воспитания.
Наполнение Программы просвещения осуществлялось с учетом
выявления наиболее актуальной тематики для родителей (законных
представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов,
а также значимых для освещения педагогами тем, касающихся различных
аспектов развития, воспитания, обучения детей. Выявление актуальной
тематики проходило в начале 2023 года в пяти пилотных регионах. Структура
Программы
была
с
разработана
и утверждена в соответствии
определившейся тематикой. В конце 2023 года программа прошла
апробацию в дошкольных образовательных организациях пяти регионов:
Алтайский край, Вологодская область, Красноярский край, Санкт-Петербург,
Ханты-Мансийский автономный округ Югра, и получила высокую оценку
со стороны практиков, отметивших ее своевременность, доступность,
актуальность, удобство использования.
Программа состоит из пояснительной записки и семи разделов.
В пояснительной записке обоснована актуальность программы,
обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.
Первый и второй разделы включают материалы, направленные на
оказание методической помощи педагогам.
Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и
родительских функций. Обозначается ценность семьи и семейных отношений
в
современном обществе. Данный материал важен для организации
9
грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей
современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская
компетентность»,
«осознанное
и
ответственное
родительство»,
систематизируются содержание и приемы родительского контроля,
регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания
и задачи родительства. Также обозначены понятия семейные ценности,
семейные традиции, представлено их содержание и показано значение
приобщения детей к семейным ценностям и традициям.