Конструирование – один из важнейших и интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. Это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
Конструирование из строительных материалов:
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада, которые педагоги используют на прогулке – это песочные наборы, в зимнее время - это лопатки и ведра для строительства крепостей, горок.
В группе воспитатели используют готовые настольные игры для конструирования и строительства: различные мозаики, шнуровки, маленькие деревянные кубики, бумажный конструктор, танграм и т. д. Игры на полу: модульные кубики, большие деревянные, пластмассовые кубики, наборы: «Ферма», «Железная дорога» и т. д., они используются как самостоятельный вид материала для конструирования, могут использоваться совместно друг с другом (кубики и конструктор).
В работе активно используют оригами (конструирование из бумаги)- поделка может использоваться как самостоятельная игрушка, так и в качестве праздничного подарка (открытка на новый год, 8 марта и т. д.)
Природный материал в качестве строительного также используется для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего и песок, и снег, и вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
С особым удовольствием дети занимаются лего-конструированием.