Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил
дорожного движения………………………………………………………..…………..9
3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению
ПДД……………………………………………………………………………………...42
4. Приложение ……………...…………………………………………………………….45
5. Используемая литература ………..……………………………………………………49
2
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе парциальной программы по обучению детей
дошкольного возраста ПДД под редакцией Т.И. Даниловой «Светофор», базируется на
нормативно-правовых документах:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
федерации»;
• постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения;
• Устав МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка», утвержденный 05
февраля 2024 г.;
•
Образовательная
программа
муниципального
дошкольного
образовательного
учреждения «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка».
Актуальность программы связана
с тем, что из года в год увеличивается поток
автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения
дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не
на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а
иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных
происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё
более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная
подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью
собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные
3
около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными
опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до
приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность
предвидеть опасность.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и
травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной
проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать
воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила
дорожного движения или не всегда выполняют их,
имеют смутное представление о
проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения
едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без
всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно
разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл
опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными
усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно,
научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и
дорог.
Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей
дошкольного
возраста
в
дорожно-транспортных
происшествиях
и
особенностями
дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и
привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в
окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте,
следует с самого раннего детства.
4
Цель программы:
Формировать у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах
города.
Задачи:
Формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на
дороге;
Прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной
ситуации;
Воспитывать
умение
самостоятельно
пользоваться
полученными
знаниями
в
повседневной жизни, культуру поведения на дороге.
Повысить интерес у родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и
безопасному поведению на дороге.
Принципы построения программы:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже
освоенное в предыдущем.
Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым
реализовать стремление к познанию.
Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с
целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в
образовательном процессе.
5
Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи
детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных
педагогических
ситуаций,
помогающих
раскрыть
психофизические,
личностные
способности и возможности воспитанников.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и
семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы:
Ежегодно.
Формы работы с дошкольниками:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование
творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы
организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение
вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить
деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых
навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический
интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим
доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное
разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,
создавать модель поведения на дороге;
привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным
образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также
внедрена в обычные плановые формы работы.
6
Развлечения,
досуги
Продуктивные виды
деятельности:
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
Образовательная
деятельность
Работа
с детьми
Экскурсии
Целевые прогулки
Проектная
деятельность
взрослых и детей
Игры
- Настольно-печатные
- Сюжетно-ролевые
- Дидактические
- Строительные
- Театрализованные
- Подвижные
Знакомство с
художественной
литературой
Диагностика
Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге
Ожидаемые результаты:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного
движения;
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного
поведения в дорожно-транспортной среде;
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
Повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
7
Формы подведения итогов реализации программы:
Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года;
Анкетирование родителей;
Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов;
Участие в муниципальных соревнованиях.
8
2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения 1 год обучения
Задачи:
1. Уточнять и расширять представление детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения»;
2. Учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожного движения;
3. Учить детей различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора;
4. Знакомить с правилами перехода проезжей части;
5. Знакомить детей с правилами поведения на улице и в транспорте;
6. Формировать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице;
7. Формировать и закреплять навыки пространственной ориентировки (вперед, назад, влево, вправо).
Итоги освоения содержания образовательных областей:
Что без взрослых выходить на дорогу нельзя;
Кто является участником дорожного движения;
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток);
Транспортные средства (автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед).
9
Месяц,
неделя
Неде
ли
Тема
занятия
Форма
Цели
Содержание
Оборудование
Сентябрь
I
Вводное
Беседа
Определять начальный уровень
знания детьми Правил дорожного
движения
Таблица
«Графическая запись
динамики знаний
детьми ПДД»
(приложение 1)
II
Легковой и
грузовой
транспорт
Наблюдения
Обучать детей умению различать
грузовой и легковой транспорт
III
Грузовой и
легковой
транспорт
Беседа
Закреплять умения различать и
называть виды транспорта
IV
Воробышки
и
автомобиль
Подвижная
ига
Развивать у детей умения
ориентироваться в пространстве,
действовать по сигналу воспитателя
Дети называют цвета светофора, различия между грузовыми и легковыми автомобилями, их части. Они должны узнать, кто управляет
автомобилем, где они едут,
где ходят люди, где играют
дети
Дети наблюдают за транспортом и отвечают на вопросы педагога «Покажите легковой и грузовой автомобиль. Чем они отличаются?»
Дети рассматривают иллюстрации с изображениями
грузового и легкового транспорта и находят отличия
Подвижные игры
I
Грузовая
машина
Беседа
Уточнять представление о грузовой
машине, об основных ее частях.
Развивать речевую активность детей,
воспитывать у детей интерес к
занятию
Дидактическая
Обучать детей умению собирать из
Октябрь
П
Собери
10
Сюрпризный момент — получение посылки, в которой
находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают
его, называют части (кабина,
кузов, колеса, окна, двери),
отвечают на вопросы
педагога: «Какие грузы
можно перевозить на этой
машине? Кто управляет
грузовиком?»
Дети собирают целую кар-
Два красных флажка
Альбомы: «Грузовой
транспорт»,
«Легковой транспорт»
Медали с
изображениями птиц,
автомобиля, игрушечный руль
Посылка, игрушечный
грузовик, шрушечный
руль, медали с
изображениями птиц
Разрезные картинки с
грузовик
Ноябрь
игра
П1
Транспорт
Чтение
IV
Грузовик
Инсценировка
I
Автобус
Наблюдение
частей целое. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
выполнению задания
Обучать детей умению внимательно
слушать и понимать содержание
прочитанного. Закреплять знания о
транспорте. Развивать слуховое и
зрительное восприятие
Развивать память. Воспитывать у
детей положительное эмоциональное
отношение к игре
Давать детям представление об
автобусе, его функциональном
назначении. Развивать
наблюдательность. Воспитывать
интерес к окружающему
II
Красный,
зеленый
Подвижная
игра
Закреплять у детей умения различать
цвета (красный, зеленый). Развивать
умение ориентироваться в пространстве
III
Едем в
автобусе
Беседа
Знакомить детей с транспортным
средством: автобус. Уточнять
представления о некоторых
транспортных средствах. Развивать
мышление. Воспитывать у детей
умение слушать и воспроизводить
рассказ педагога
11
тинку из двух разных частей
изображением
грузовика
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают
прочитанное
Книга М. Пожарского
«Машины»
Педагог совместно с детьми
проводит инсценировку
стихотворения А Барто
Педагог рассказывает об
автобусе, а затем задает вопросы: «Автобус перевозит
людей. Ведет автобус водитель. Он едет по дороге,
останавливается на остановке. Назовите основные
части автобуса. Кто едет в
автобусе?»
Дети — «автомобили». В руках у педагога два флажка.
Если он поднимает крас ный
— дети стоят, если зеленый
— двигаются по всей группе
На столе игрушки — виды
транспорта. Проблемная
ситуация: на чем можно
отправиться в путешествие?
Педагог рассказывает об
автобусе: «Автобус перевозит людей, водитель находится в кабине, люди в салоне; они — пассажиры».
Дети рассматривают картину, педагог составляет рас-
Игрушечный
грузовик, котигрушка
Два красных флажка
Флажки — красный,
зеленый, эмблемы —
автомобили, рули
Картина, игрушки:
грузовик, легковой
автомобиль, автобус
Декабрь
IV
Автобус
Сюжетно-ролевая игра
Закреплять у детей знания об
автобусе, его назначении. Развивать
диалогическую речь. Воспитывать
умение играть дружно
I
По улицам
города
Чтение
II
Наша улица
Экскурсия
Закреплять у детей знания о
транспорте, его назначении.
Развивать зрительное и слуховое
восприятие. Воспитывать
усидчивость, интерес к
художественной литературе
Давать детям представление об
улице, тротуаре. Формировать
элементарные навыки поведения на
улице. Развивать восприятие. Воспитывать устойчивое внимание
III
Дорожные
ситуации
Беседа
Закреплять у детей элементарные
знания о поведении на улице
12
сказ, дети помогают ему с
помощью наводящих вопросов
Дети с педагогом строят из
стульчиков автобус. Ведущий ребенок — водитель,
остальные — пассажиры.
Автобус едет, пассажиры
сидят. Автобус останавливается — пассажиры выходят, заходят в автобус и т. д.
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают
прочитанное
Педагог рассказывает об
улице и задает детям вопросы: «Улица широкая, красивая. На ней много домов и
машин. Какие вы видите
дома? Что еще есть на
улице? Какие автомобили вы
видите? Место, где ходят
люди, называют тротуаром, а
людей — пешеходами. Где
можно играть детям?»
Дети рассматривают плакаты
и отвечают на вопросы
педагога: «Где можно играть
детям? О чем забыли дети?
Кто правильно выбрал место
для игры?»
Стульчики,
игрушечный руль
Книга М. Приходкина
«По улицам города»
Два красных флажка
Плакаты с
изображениями
различных дорожных
ситуаций
Январь
IV
Собери
автомобиль
Дидактическая
игра
Обучать детей умению собирать из
частей целое. Развивать умение
доводить начатое дело до конца.
Воспитывать усидчивость
Знакомить детей с профессией
водителя. Развивать речь.
Воспитывать у детей уважение к
труду взрослых
I
Все работы
хороши —
выбирай на
вкус
Беседа
П
Гараж
Целевая прогулка
Давать представление детям о
гараже, его строении и
функциональном назначении.
Развивать наблюдательность
III
Гараж
Конструиро
вание
Обучать детей умению создавать из
строительного материала
конструкции. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к
выполнению задания
IV
Труд
водителя
Беседа
Знакомить детей с трудом водителя,
показать его общественную
значимость. Закреплять знания у
детей о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать
внимание. Воспитывать уважение к
труду взрослых
13
Дети всей группой на ковре
собирают целое изображение
по образцу из разрезных
картинок
Педагог рассказывает о профессии водителя: «Водитель
управляет автомобилем,
следит за ним, ремонтирует,
моет. Эта профессия нужна
всем людям». (Дети рассматривают иллюстрации.)
Педагог показывает детям
гараж и рассказывает о нем:
«Гараж — это большое помещение с большими воротами. Здесь находится
транспорт. Там его ремонтируют, моют и т. д.»
Дети рассматривают образец,
рассказывают о его назначении, выделяют основные части. Педагог объясняет и показывает, как
выполнить задание. Дети
строят гараж и обыгрывают
ситуацию с помощью игрушечной машины
Педагог: «Назовите машины,
которые находятся на столе.
Закройте глаза. Чего не
стало? Кто управляет этими
машинами? Профессия
водителя важна и нужна
людям. Он рано встает и отправляется на работу, возвращается поздно. Водитель
Разрезные картинки с
изображением
легкового автомобиля
Альбом о профессиях
Два красных флажка
Строительный
материал из набора
для конструирования,
игрушечные машины
Игрушечные машины
февраль
I
Светофор
Наблюдение
Давать представление о работе
светофора, его назначении.
Закреплять у детей умения различать
цвета (красный, желтый, зеленый)
II
Светофор
111
Светофор
Подвижная
игра
Аппликация
IV
Март
I
II
Узнай и
назови
Дидактическая
игра
Знакомить детей с правилами игры.
Развивать внимание
Учить детей умению правильно
располагать и наклеивать круги
разного цве- | та. Развивать мелкую
мото- рику. Воспитывать у детей
интерес к выполнению аппликации.
Закреплять приемы работы с
клейстером (индивидуальная и самостоятельная работа)
Закреплять у детей знания о
различных видах транспорта
Покатаем на
машине
игрушки
Дорога для
автомобиля
Дидактическая
игра
Уточнять у детей знания о названии
частей грузовой машины
Рисование
Учить детей умению регулировать
силу нажима карандаша. Развивать
умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей
отзывчивость
14
управляет автомобилем,
который привозит грузы,
людей на работу и домой»
Педагог рассказывает детям
о светофоре и задает им вопросы: «На дорогах с давних
пор есть хозяин — светофор.
Сколько сигналов у
светофора? На красный
сигнал — стоим, на зеленый
сигнал — идем»
Игра «Светофор»
Макет светофора
Макет светофора
Педагог рассказывает о светофоре, о назначении его
сигналов. Дети рассматривают образцы, запоминают
расположение цветов, а затем выполняют задание
Заготовки
«Светофор», клей,
кисточки, салфетки,
образец
Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать
и показать его на картинке
Дети катают игрушки на
машинах. Педагог уточняет
названия частей грузовика
Педагог создает проблемную
ситуацию: много снега,
снегоуборочная машина
сломалась. Дети должны заштриховать дороги коричневым и черным карандашом, тогда автомобили
смогут ехать (штриховка
выполняется в одном на-
Иллюстрации —
транспортные
средства
Игрушечные грузовые
машинки, мелкие
игрушки
Бумага, карандаши
Ш
Апрель
Май
Моя улица
Беседа
Закреплять у детей знания об улице.
Развивать зрительное восприятие
IV
Зажги свой
огонек
Дидактическая
игра
Закреплять у детей знания о
светофоре, сигналах, их назначении
I
Светофор
Рисование
II
Вечер
загадок
Развлечение
Учить детей рисовать круги
красного, желтого и зеленого цветов.
Закреплять знания о сигналах
светофора. Воспитывать интерес к
выполнению работы
Обучать детей находить отгадку по
описанию. Развивать слуховое
восприятие
III
Троллейбус
Беседа
Давать детям представление о
троллейбусе, об отличительных
особенностях. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать интерес к занятию
IV
Мы —
пассажиры
Сюжетноролевая игра
Закреплять у детей знания о
пассажирском транспорте
I
Мой город
Экскурсия
Расширять знания детей о городе,
15
правлении, линии расположены близко друг к другу)
Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога
Педагог загадывает загадку о
цвете светофора, дети
зажигают этот огонек на
своих светофорах
Дети рассматривают светофор, а затем рисуют его
цветными карандашами
Педагог загадывает загадку,
дети отгадывают, показывают картинку
Педагог рассказывает о троллейбусе: «Он перевозит людей. У него, как и у автобуса,
есть кабина, салон, окна,
двери. Автобус заправляют
бензином, а троллейбус ездит по проводам с помощью
штанги". Она находится на
крыше. Управляет
троллейбусом водитель»
Дети строят из стульев
«автобус», «троллейбус» и
отправляются в путь
Дети наблюдают за улицей
Книга М. Дружинина
«Моя улица»
Макет светофора на
каждого ребенка
Бумага, карандаши:
красный, желтый,
зеленый. Ма кет
светофора
Иллюстрации —
легковые, грузовые
машины, разные виды
пассажирского транспорта; макет
светофора; макеты
дорожных знаков,
улицы
Иллюстрации —
автобус, троллейбус
Стульчики,
игрушечный руль
улицах, светофорах
II
Сложи
машину
Дидактическая
игра
Обучать детей складывать предметы
из геометрических фигур
III
На машине
Инсценировка
Создавать у детей положительный
эмоциональный настрой
IV
Итоговое
Беседа
Уточнять объем знаний и навыков,
приобретенных детьми за год
обучения
из окна автобуса. Педагог
комментирует увиденное
воспитанниками
Дети по образцу складывают
машинку
Дети старшей группы показывают инсценировку сказки
Н. Павлова «На машине»
Составление сводной таблицы, подведение итогов
года
Геометрические
фигуры —
прямоугольники,
трапеция,
треугольники, круги
Костюмы: заяц, волк,
медведь, лиса;
игрушечный руль
Таблица
«Графическая запись
динамики знаний
детьми ПДД»
(приложение 1)
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения второй год обучения
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, совершенствовать ориентировку детей на ближайшей к детскому саду местности;
2. Расширять и углублять знания детей о различных видах транспорта, его особенностях;
3. Уточнять и закреплять знания детей о различных видах транспорта, его особенностях;
4. Знакомить детей с правилами перехода через дорогу;
5. Знакомить детей со средствами регулирования дорожного движения;
6. Закрепление знаний детьми основных сигналов светофора, их назначения;
16
7. Познакомить детей с правилами посадки, движения и высадки из общественного транспорта;
8. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения.
Итоги освоения содержания образовательных областей:
Элементы улицы (дорога, тротуар, дома, перекресток);
Кто является участником дорожного движения(пешеход, водитель, пассажир);
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток, разделительная полоса);
Транспортные средства (автобус, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, специальные транспортные
средства);
Основные сигналы светофора;
Правила движения пешеходов в установленных местах;
Правила посадки, движения и высадки в общественном транспорте;
Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя.
Месяц,
неделя
Недели
Тема
занятия
Форма
Цели
Содержание
Оборудование
Сентябрь
I
Вводное
Беседа
Выявлять у детей знания о
светофоре, его назначении, о
пассажирском транспорте,
тротуаре
Педагог задает детям вопросы и
отмечает результаты в таблице
Таблица
«Графическая запись динамики
знаний детьми
ПДД»
(приложение 1)
II
Сложи
машину из
Дидактическая
игра
Обучать детей собирать из
частей целое. Развивать
Дети собирают макет машинки
по образцу из четырех частей
Кубики
17
Октябрь
кубиков
мелкую моторику
III
История
Рассказ педагога
автомобиля
Знакомить детей с историей
создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру
IV
Грузовой
транспорт
Беседа
I
Машины
Выставка
11
Наша
улица
Экскурсия
Педагог рассказывает детям о
прошлом автомобилей и задает
вопрос: «По улицам города
раньше ездили деревянные
повозки, запряженные лошадьми.
Зимой передвигались на санях,
потом появились конки. С появлением двигателя — автомобили.
Что общего у всех
автомобилей?»
Расширять у детей знания о
Сюрпризный момент —
грузовом транспорте. РазБуратино просит помочь разовивать умение сравнивать.
браться с машинами. Дети
Закреплять навык употребрассматривают иллюстрации
ления новых слов: фургон,
грузовых машин (с кузовом, с
цистерна, кузов
цистерной, с фур- гоном).
Педагог задает вопросы: «Какие
это машины? Что можно
перевозить на этой машине? Чем
отличаются друг от друга? Что у
них общего?»
Закреплять у детей знания о
Педагог просит детей найти и
легковом, грузовом и
поставить на полку разные
пассажирском транспорте.
игрушки — легковой
Развивать умение находить
автомобиль, грузовой автосходства и различия
мобиль, пассажирский транспорт
— и задает вопросы: «Что у них
общего? Чем отличаются?»
Формировать у детей предПедагог ведет экскурсию и
ставления об одностороннем, задает вопросы: «Где идут
двустороннем движении.
пешеходы? Мостовая — для
Расширять представления об машин, тротуар — дня пеулице. Закреплять знания о
шеходов! Машины ездят по
правилах для пешеходов.
проезжей части. В одну и другую
Воспитывать внисторону — это двустороннее
18
Иллюстрации —
старинные
автомобили
Иллюстрации —
грузовые
машины, кукла
Буратино
Игрушки
Два красных
флажка
мательность, умение ориентироваться в пространстве
Ноябрь
движение. Если в одну —
одностороннее. Где движутся
машины? Какое здесь движение?
Где ходят пешеходы?»
Дети расставляют макеты домов,
машинки. Играют
III
Макет
Игра
Закреплять у детей знания о
двустороннем, одностороннем движении
IV
Воробышк
ии
автомобиль
.
Светофор
Мы по
улице идем
Подвижные
игры
Закреплять у детей умения
действовать в соответствии с
правилами игры
Педагог напоминает правила
игры. На роль автомобиля
назначается ребенок
Беседа
Закреплять у детей знания о
тротуаре, проезжей части
II
Пешеходн
ый
переход
Экскурсия
Давать детям представление
о пешеходном переходе,
знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать
у детей культуру поведения
на улице
П1
Проблемн
ые
ситуации
Беседа
Закреплять у детей знания о
правильном переходе улицы
Дети рассматривают иллюстрации. Педагог задает вопросы:
«Где идут дети? Кто они? Где
движется транс- порт? Какой
стороны нужно придерживаться
пешеходам? Кто нарушает правила пешеходов?»
Педагог знакомит детей с
правилами перехода дороги по
нерегулируемому переходу:
«Дети, это — переход. На
асфальте белые полоски,
похожие на зебру. В этом месте
можно переходить дорогу. Вот
знак „Пешеходный переход". Он
указывает место перехода»
Педагог задает детям вопросы:
«Где нужно переходить дорогу?
На какой сигнал светофора? Если
нет „Пешеходного перехода" и
светофора, как перейти дорогу?»
I
19
Макеты домов,
мелкие
игрушечные
машины
Игрушечный
руль, флажки
Два красных
флажка
Иллюстрации —
сюжетные
картинки,
изображающие
людей, правильно
или неправильно
переходящих
проезжую часть
Декабрь
IV
Пешеходн
ый
переход
Рисование
Закреплять у детей умение
рисовать прямые линии.
Воспитывать желание доводить начатое дело до конца
Расширять у детей знания о
пассажирском транспорте.
Уточнить представление о
знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения
I
Пассажирс
кий
транспорт
Экскурсия
П
Трамвай
Беседа
Знакомить детей с трамваем.
Расширять знания об
особенностях движения
троллейбуса, трамвая и автобуса. Воспитывать культуру
поведения в общественном
транспорте
III
В гости к
Бабушке
Загадушке
Развлечение
Закреплять у детей знания о
пассажирском транспорте.
Развивать смекалку, сообразительность
20
Педагог предлагает детям
нарисовать пешеходный переход
— «зебра». Дети рисуют
самостоятельно
Педагог проводит экскурсию,
показывает знак «Остановка» и
рассказывает о нем: «Остановка
— место с лавочками, крышей,
где можно укрыться от дождя,
подождать пассажирский
транспорт. Какой транспорт
здесь останавливается? Как
называют людей, которые едут в
автобусе? Как надо вести себя в
автобусе? Кто управляет пассажирским транспортом?»
Педагог рассказывает детям о
трамвае и задает вопросы:
«Назовите пассажирский
транспорт. Трамвай, так же как и
троллейбус, держится за провода
металлической дугой — м
питается" электричеством. Чем
отличается трамвай от
троллейбуса? Что помогает
работать мотору автобуса? Что
общего у всех этих машин? К
какому виду транспорта они
относятся?»
Бабушка Загадушка загадывает
загадки, дети отгадывают и
показывают отгадку,
изображенную на картинке
Черная бумага,
белая гуашь,
кисти
Два красных
флажка
Иллюстрации —
пассажирский
транспорт
Загадки,
иллюстрации —
автобус,
троллейбус, трамвай
Январь
Февраль
IV
Автобус
Сюжетно -ролевая
игра
I
Будь
Подвижная
внимателен игра
II
Назови
правильно
Ш
Автобус
IV
Транспорт
Конструирование
I
Правила
дорожного
движения
Чтение
II
Найди
пешеходов-
Беседа
Дидактическая
игра
Аппликация
Закреплять у детей знания о
пассажирском транспорте.
Развивать умение играть
дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе
Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение
действовать по звуковому
сигналу
Закреплять у детей понятия
«справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху»,
«внизу». Развивать умение
ориентироваться в пространстве
Учить детей создавать образ
из отдельных частей.
Воспитывать аккуратность в
выполнении работы
Закреплять у детей умение
строить транспорт из различного материала. Развивать воображение
Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание
соблюдать Правила дорожного движения
Обучать детей Правилам
дорожного движения. Раз21
Дети строят автобус из
стульчиков. Педагог распределяет роли — водитель,
кондуктор, остальные —
пассажиры
Дети встают в круг, педагог — в
центр круга. Педагог поднимает
красный флажок — дети сидят на
корточках, желтый — встают,
зеленый — бегут по кругу.
Смена флажков происходит по
звуковому сигналу
Дети рассматривают игрушку и
отвечают на вопросы педагога:
«Какие части грузовика
находятся впереди? Сзади?
Справа? Что внутри? Из чего
сделан корпус машины?
Сиденья, окна, шины?»
Дети рассматривают образец, а
затем выполняют аппликацию
Игрушечный
руль, стульчики
Дети самостоятельно выбирают
материал и строят на ковре
макеты транспортных средств
Различный
строительный
материал из
наборов для
конструирования
Книга А Тюняева
«Правила
дорожного
движения»
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации, а
затем обсуждают прочитанное
Дети рассматривают плакаты.
Педагог задает им вопросы: «О
Три флажка:
красный, желтый,
зеленый
Игрушечный
грузовик
Бумага, готовые
детали, клей
Плакаты
«Нарушения Пра-
III
Март
нарушител
ей
Станция
технического
обслуживания
Целевая
прогулка
вивать внимательность,
наблюдательность
Давать детям представление
о станции технического обслуживания, знаке, указывающем на нее. Расширять
знания о Правилах дорожного движения
Знакомить детей с новой
игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в
пространстве. Развивать
слуховое восприятие
чем забыли герои? Кто является
нарушителем? Почему?»
Дети знакомятся с дорожным
знаком «Станция технического
обслуживания», с работой
мастеров по ремонту
автомобилей
вил дорожного
движения»
Два красных
флажка
Дети «ездят» по всей группе. По
сигналу «Автомобили — в
гараж!» дети «едут» к своему
флажку. Цвет руля должен
совпадать с цветом флажка
Медали с
изображением
цветных
машинок; игрушечные рули,
флажки
Иллюстрации —
автомобили,
карточки, на
которых
нарисованы
автомобили с
недостающими
деталями
Два красных
флажка
IV
Цветные
автомобил
и
Подвижная
игра
I
Почини
технику
Дидактическая
игра
Закреплять у детей знания о
транспорте, его составных
частях. Развивать внимание,
наблюдательность
Педагог предлагает детям быть
автомеханиками и починить
технику. Дети дорисовывают
недостающие детали
II
Автозапра
вочная
станция
Целевая
прогулка
Дети знакомятся с
автозаправочной станцией.
Наблюдают, как водители
заправляют бензином свои
автомобили
III
Труд
водителя
Беседа
Давать детям представление
об автозаправочной станции,
знаке, указывающем на нее.
Расширять представления о
транспорте, окружающем
мире
Расширять знания детей о
профессии водителя, о
транспорте, показать его
общественную значимость.
Развивать внимание.
Воспитывать уважение к
труду взрослых
22
Педагог рассказывает детям о
профессии водителя и задает им
вопросы: «Профессия водителя
нужная и уважаемая, трудная и
ответственная. Они следят за дорогой и сигналами светофоров,
знаками. У них есть помощники.
Где и кто ремонтирует
Иллюстрации из
альбома
«Профессии»
Апрель
IV
На машине
Инсценировка
Создавать у детей положительной эмоциональный
настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать
друг другу
Закреплять у детей знания
Правил дорожного движения. Развивать внимание.
Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся
ситуации
I
Дорожные
происшест
вия
Беседа
II
Угадай
дорожный
знак
Дидактическая
игра
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках, их назначении
III
В гостях у
светофора
Беседа
Знакомить детей с желтым
сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в
которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание
23
автомобили? Где заправляют
бензином? Где отдыхают
машины?»
Дети инсценируют сказку Н.
Павлова «На машине»
Дети рассматривают плакаты, на
которых изображены
проблемные ситуации, в которых
оказались невнимательные
пешеходы. Педагог задает
вопросы: «Почему они попали в
беду? Что нужно было сделать?
Где нужно играть?»
Педагог читает загадку, дети
отгадывают, показывают этот
дорожный знак
Сюрпризный момент — появление «Светофора». Педагог
знакомит детей с желтым
сигналом светофора: «Желтый
свет — предупрежденье: жди
сигнала для движенья»,
предлагает поиграть
(дидактические игры «Один —
много», «Собери машину из 4-х
частей») и выполнить
Костюмы: волк,
заяц, лиса,
медведь
Плакаты
Макеты
дорожных знаков:
«Пешеходный
переход»,
«Станция
технического обслуживания»,
«Автозаправочная
станция»,
«Остановка»
Сценарий
развлечения
аппликацию «Светофор»
Май
IV
Собери
машину.
Светофор
Игротека
Закреплять у детей умения
собирать транспорт из 4-х
частей. Развивать умение
ориентироваться в пространстве. Побуждать детей
к соблюдению правил игры
Расширять знания о Правилах дорожного движения
I
Мой город
Экскурсия
II
Мы учимся
соблюдать
Правила
дорожного
движения
Игра
Закреплять у детей знания
Правил дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывать внимание
III
Бездельник
светофор
Кукольный
театр
Создавать положительный
эмоциональный настрой у
детей
IV
Итоговое
Беседа
Уточнять объем знаний и
навыков, приобретенных
детьми за год обучения
Дети выбирают, в какую игру
хотят поиграть. На роль
ведущего назначается ребенок
Дидактические
игры «Собери
машину»,
«Светофор»,
игрушечные рули
Педагог проводит экскурсию,
рассказывает детям о городе, его
больших улицах, светофорах,
переходах, дорожной азбуке
Дети играют на площадке
автогородка, представляя
автомобили, пешеходов. Педагог
следит, советует, рекомендует
Два красных
флажка
Педагог с помощью музыкального руководителя и
воспитателей инсценирует
произведение С. Михалкова
«Бездельник светофор»
Составление сводной таблицы,
подведение итогов года
Макеты
дорожных знаков,
игрушечные
машины,
самокаты,
велосипеды
Куклы
Таблица
«Графическая запись динамики
знаний детьми
ПДД»
(приложение 1))
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения третий год обучения
Задачи:
24
1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в
многообразии транспортных средств своего микрорайона.
2. Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время
движения, при выходе.
3. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности
пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем,
средства регулирования дорожного движения.
4. Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный
переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки –
«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,
«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон»,
«Пункт питания».
5. Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями
водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Итоги освоения содержания образовательных областей:
Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а
затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть;
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах;
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
25
Месяц,
неделя
Недели
Сентябрь
I
Октябрь
Тема
занятия
Форма
Цели
Содержание
Оборудование
Вводное
Беседа
Выявлять у детей знания о
транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках
Педагог задает вопросы по
таблице (. Приложение 1) и
заполняет форму
Таблица
«Графическая запись динамики
знаний детьми
ПДД»
(приложение 1)
II
Правила
поведения
пешеходов
Беседа
Расширять у детей знания о
правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность
Педагог задает детям вопросы:
«Кто является пешеходом? Где
идут пешеходы? Какой стороны
нужно придерживаться? Почему?
Как нужно вести себя на улице?
III
Дорожная
азбука
Экскурсия
Знакомить детей с
дорожными знаками
«Осторожно, дети!», «Пункт
медицинской помощи»,
«Телефон», «Пункт
питания». Воспитывать
внимание, культуру
поведения в общественных
местах.
IV
Дорожный
знак
Рисование
Закреплять знания о
дорожных знаках и их
назначении.
экскурсия «Улицы наши
разговаривают, а помогают им в
этом дорожные знаки – лучшие
друзья водителей и пешеходов.
Какие знаки вы уже знаете? Это
«Осторожно, дети!» - он
красного цвета, предупреждает
водителей, чтобы были
внимательны, рядом находится
детское учреждение»
Дети выбирают любой знак и
рисуют, затем отвечают на
вопросы «Какой это знак? Что он
обозначает?»
Иллюстрации —
сюжетные
картинки,
изображающие
пешеходов в
различных
дорожных
ситуациях
Два красных
флажка
I
Доскажи
словечко
Словесная игра
Закреплять знания о
сигналах светофора и их
26
Педагог читает стихотворение,
дети досказывают последнее
Нарисованные на
ватмане
дорожные знаки,
бумага, цветные
карандаши.
Игра «До скажи
словечко»
слово
II
Школа
Беседа
пешеходны
х наук
III
Три
чудесных
цвета
Дорожные
нарушения
Инсценировка
I
Мы идем
через
дорогу.
Это
должны
знать дети
Практическая
работа
Закреплять у детей знания
Правил дорожного движения
II
Станция
технического
обслуживания
Машины
специального
Дидактическая
игра
Закреплять у детей знания о
дорожном знаке «Станция
технического
обслуживания».
Развивать
умение
складывать целое из частей
Давать детям представление Примерный рассказ педагога:
о машинах специального «Назовите эти машины. Эго
назначения
машины
специального
IV
Ноябрь
назначении. Развивать
слуховое восприятие.
Знакомить детей с
пешеходным светофором.
Развивать внимание.
Воспитывать в ребенка
грамотного пешехода.
III
Беседа
Рассказ
педагога
Закреплять у детей знания о
сигналах светофора. Развивать выразительность речи
Закреплять правила поведения на улице. Развивать
умение правильно ориентироваться
в
создавшейся
ситуации
27
Рассказ педагога о пешеходном
светофоре; «На дорогах с давних
пор есть хозяин – светофор, это
пешеходный светофор – у него 2
сигнала - красный и зеленый. Что
делает
красный
человечек?
Зеленый? На какой сигнал можно
переходить дорогу?»
Дети — огоньки, инсценируют
стихотворение «Три чудесных
цвета»
Дети рассматривают плакаты и
отвечают на вопросы педагога:
«0 чем забыли звери? Почему?
Как нужно поступить правильно,
чтобы не попасть в беду? Для
чего нужно соблюдать ПДД?»
Педагог предлагает детям на
выбор две игры: 1. Раскрась
кружок в красный цвет около тех
людей, которые неправильно
переходят дорогу, в зеленый —
около
тех,
кто
поступает
правильно. 2. Положи фишку
тому ребенку, кто правильно
выбрал место для игры. Почему?
Дети
складывают
целую
картинку из шести частей
Два макета
светофоров –
транспортный и
пешеходный.
Макет светофора,
круги: красный,
желтый, зеленый
Картинная
галерея (плакаты)
Перфокарты
идем
дорогу»,
должны
все»
«Мы
через
«Это
знать
Дидактическая
игра
«Сложи
машину»
Игрушечные
машины
специального
назначения
Декабрь
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок
Расширять у детей знания о
пассажирском
транспорте.
Развивать мышление, память. Воспитывать культуру
поведения в общественном
транспорте
назначения. Они оборудованы
специальными
звуковыми
сигналами. На крыше кабины —
специальный мигающий фонарьмаячок. Эти машины едут на
любой сигнал светофора, им все
должны уступать дорогу. Куда
же они спешат?»Педагог загадывает загадку,
ребенок отгадывает, показывает
отгадку, отвечает на вопросы:
«Где он находится? О чем нам
говорит?»
Педагог задает детям вопросы:
«Назовите
пассажирский
транспорт. Где мы его ожидаем?
Как определить нахождение
остановки? Что общего между
автобусом и троллейбусом? Чем
они отличаются? Чем трамвай
отличается от автобуса и троллейбуса? Кем мы становимся,
когда едем в автобусе?»
Педагог
предлагает
детям
раскрасить
зеленым
цветом
стрелки,
показывающие
мальчику, как безопасно обойти
автобус; девочке — трамвай, и
объяснить свой выбор
Задание: быстро намотать шнур
на палочку
IV
Угадай
дорожный
знак
Дидактическая
игра
I
Машины
на нашей
улице
Беседа
II
Мы идем
через
дорогу
Практическая
работа
Закреплять у детей знания
правильного перехода через
дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай)
III
Водители,
на старт!
Игра-соревнование
Развивать ловкость, смекалку, мелкую моторику рук
IV
Собери
автомобиль
Настольная
игра
Развивать мелкую моторику. Дети по
Воспитывать
усидчивость, картинку
умение доводить начатое
28
образцу
назначения
Иллюстрации —
проезжая часть с
дорожными
знаками
Иллюстрации —
пассажирский
транспорт
Перфокарта «Мы
идем
через
дорогу»
Игрушечная
машинка
на
шнуре, на конце
шнура — палочка
собирают Пазлы:
автомобиль,
грузовик,
дело до конца
Январь
Февраль
I
Умные
машины
Настольная
игра
Расширять у детей знания о
водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать
речь
II
Труд
водителя
Беседа
Расширять у детей знания о
труде водителя и причинах
дорожно-транспортных
происшествий.
Закреплять
знания о сигналах светофора.
Воспитывать уважение к
труду взрослых
Ш
Считалка
Заучивание
Развивать
умение
четко
проговаривать каждое слово.
Воспитывать
умение,
использовать считалку в игре
IV
Чего не
стало
I
Служебные
машины
Дидактическая
игра
Чтение
Развивать у детей внимание
Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знание
машин специального на29
мотоцикл
Один ребенок собирает вагончики с воздушным
транспортом, второй — с
водным, третий — с пассажирским, четвертый — с
машинами специального
назначения
Педагог задает детям вопросы:
«Кто
управляет
наземным
транспортом? Водитель следит за
обстановкой
на
дороге,
сигналами светофора. Какие
светофоры вы знаете? Водитель
следит за дорожными знаками.
Какие дорожные знаки вы
знаете? Вы должны соблюдать
Правила дорожного движения.
Что произойдет, если Правила
исчезнут?»
Педагог разучивает с детьми
новую считалку:
«Мы поехали на ралли, все
машины обогнали: иВолгу",
«Ниву», «Чайку», «ВАЗ»,
«Жигули», «Москвич»,
«КамАЗ», «Запорожец» —
впереди, Я рулю, а ты води!»
Дети закрывают глаза, педагог
убирает одну игрушку, дети
угадывают, чего не стало
Педагог читает книгу, дети
рассматривают иллюстрации, а
затем рассказывают о машинах
специального назначения
Настольная игра:
лото «Транспорт»
—
водители,
дорожнотранспортные
происшествия
Иллюстрации —
водители,
дорожнотранспортные
происшествия,
макеты дорожных
знаков, светофора
Игрушки:
транспорт
Книга
М.
Дружинина «Служебные машины»
значения
II
Март
Улица
большого
города
Беседа
III
Грузовая
машина
IV
Набери
правильно
номер
Дидактическая
игра
I
Твой
приятель
—
светофор!
Пословицы
КВН
Домино.
Дорожные
знаки.
Учим
дорожные
знаки
Игротека
Н
III
Аппликация
Разучивание
Расширять у детей знания об
улице, ее особенностях.
Закреплять знания о назначении тротуара, проезжей
части. Воспитывать желание
соблюдать
Правила
дорожного движения
Развивать у детей умение
правильно располагать на
листе
бумаги
заготовки
грузовика, рассказывая о
последовательности
их
наклеивания. Воспитывать
оценочное отношение к
своим работам
Закреплять у детей знания
номеров телефонов экстренных служб: пожарная
охрана,
скорая
помощь,
милиция. Развивать умение
правильного набора номера
на телефоне
Закреплять у детей знания
ПДД. Воспитывать в ребенке
грамотного пешехода
Дети расставляют на макете Макет
улицы,
дорожные знаки, транспорт и макеты домов и
играют,
соблюдая
Правила дорожных знаков
дорожного движения
Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках. Развивать
умение находить дорожный
знак к дорожной ситуации.
Воспитывать внимание
Примеры пословиц ( приложение
2)
30
Дети рассматривают игрушку —
грузовик,
вслух
выделяют
основные детали, их форму,
вырезают части из цветной
бумаги.
В
анализе
дети
рассказывают о своей работе
Бумага
белая,
цветная,
ножницы, клей,
кисточки,
салфетки, клеенки
Педагог
предлагает
детям Игрушечный
набрать номер скорой помощи, телефон
милиции, пожарной охраны и
рассказать
о
машинах
специального назначения
КВН «Твой приятель светофор»
Дети подбирают к дорожному Настольные игры:
знаку карточку с изображением домино «Правила
дорожной ситуации и наоборот
дорожного движения»;
лото
«Транспорт»
Апрель
Май
IV
Моя улица
Конструирование
I
История
транспорта
Беседа
II
Умные
зверюшки
Чтение
III
Кто
больше
знает?
Загадки
IV
Дорожные
ловушки
Беседа
I
Путешеств
ие в страну
Дорожных
Знаков
Праздник
II
Найди
Словесная
Развивать у детей воображение,
фантазию,
умение
делать постройки домов,
транспорта
из
разного
строительного материала
Строительный
материал
из
наборов
для
конструирования,
игрушечные
машины, макеты
дорожных знаков,
макеты
светофоров
Расширять у детей знания об Сюрпризный
момент
— Иллюстрации —
истории
транспорта. появление
бабушки.
Она старинный
Развивать умение сравнивать рассказывает
о
старинном транспорт
старинный
транспорт
с транспорте в сравнении с
настоящим.
Воспитывать настоящим,
используя
чувство ответственности
иллюстрации
Обучать детей умению слу- Педагог читает книгу, дети В. Лебедев-Кумач
шать и понимать содержание рассматривают иллюстрации, а «Умные
прочитанного. Развивать у затем беседуют о прочитанном: зверюшки»
детей слуховое и зрительное «Верно ли
поступали звери?
восприятие. Воспитывать в Почему? Как бы ты поступил на
ребенке грамотного пеше- их месте?»
хода
Развивать у детей внимание, Педагог загадывает загадки. За
Приложение 3
сообразительность,
правильный ответ — фишка. В
мышление
конце игры педагог подводит
итог, называет победителя
Обучать детей соблюдать Дети
решают
проблемные
Перфокарты,
ПДД.
Развивать
умение ситуации: «Как бы ты повел себя
плакаты
ориентироваться в создав- в этой ситуации, будь ты на его
шейся ситуации
месте? Почему?»
Создавать
положительный Дорожные Знаки попали в беду,
Развлечение по
эмоциональный настрой у дети выручают их с помощью
ПДД
детей. Вызывать желание отгадывания загадок, пения, «Путешествие в
знать и соблюдать ПДД
исполнения
танцев,
чтения страну дорожных
стихов, игр и т.д.
знаков»
Обучать детей умению на- Пример
словесной
ошибки: Книга
М.
31
Дети самостоятельно строят
улицу на ковре в группе и
обыгрывают свою постройку с
помощью машинок
ошибку
III
IV
игра
Мы
— Игры в автогородке
пешеходы.
Мы
—
водители
Итоговое
Беседа
ходить
в
предложении
ошибку и исправлять ее.
Развивать слуховое внимание
Закреплять у детей знание
ПДД и умение соблюдать их
в игре, в окружающем мире
Уточнять объем знаний и
навыков, приобретенных
детьми за год обучения
«Забибикала малина — у меня Дружинина «Моя
спустила шина!»
улица»
Педагог распределяет роли —
пешеходы, водители — и
повторяет правила поведения
пешеходов, водителей. Дети
играют, педагог следит, чтобы
дети
соблюдали
Правила
дорожного
движения,
не
нарушали их
Составление сводной таблицы,
подведение итогов года
Велосипеды,
самокаты, макеты
дорожных знаков,
игрушечные рули
Таблица
«Графическая запись динамики
знаний детьми
ПДД»
(приложение 1)
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения четвертый год обучения
Задачи:
1. Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
2. Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
3. Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию
пространственных отрезков и пространственной ориентации.
4. Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
32
5. Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
6. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
7. Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Итоги освоения содержания образовательных областей:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях;
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе;
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль
быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой
дороге тормозной путь увеличивается);
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
Месяц,
неделя
Недел
и
Тема занятия Форма
Цели
Содержание
Сентябрь
I
Вводное
Беседа
Выявлять у детей знания о Педагог задает вопросы по
транспорте, правилах пове- таблице (см. приложения, стр.
дения пешеходов и пасса- 145) и заполняет форму
жиров, дорожных знаках
II
Строим улицу
Беседа
Закреплять и расширять у
детей знания о профессии
строителя. Закреплять знания
о
Правилах
дорожного
33
Оборудование
Таблица
«Графическая запись динамики
знаний детьми
ПДД»
(приложение 1)
Педагог рассказывает детям о Предметные
строительной технике, читает карточки,
стихотворение А. Баруздина рушки
«Кто построил этот дом?»,
иг-
Октябрь
III
Выполни
верно
Практическая
работа
IV
Путешествие
Колобка
по
улице
Беседа
I
Объясни
Дидактическая
игра
П
Островок
безопасности
Рисование
III
Здравствуй,
улица
Экскурсия
движения.
Воспитывать
любознательность и интерес
к окружающему миру
Закреплять у детей знания о
различных видах транспорта.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
предлагает собрать машину из
кусочков
Педагог предлагает задание:
«Положи фишку красного цвета
на автобус, синего — на
грузовик,
желтого
—
на
мотоцикл, коричневого — на
легковую машину»
Сюрпризный момент — появление
Колобка.
Он
отправляется в гости к Маше,
которая живет в городе, там его
ожидают
опасности,
дети
помогают ему
Давать представление об
«Островке
безопасности».
Расширять у детей знания об
улице, умение находить
сходства и различия между
улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного
поведения на улице
Развивать у детей мышление, Дети отвечают на вопросы
знания ПД Д
педагога: «Почему подъемный
кран называют силачом? Почему
трамвай ходит по рельсам, а
троллейбус — по проводам?
Почему все пропускают машины
с сиренами?»
Закреплять у детей знания об Дети
рассматривают
макет
«Островке
безопасности» улицы с «Островком безчерез рисование. Развивать опасности»,
отвечают
на
память, наблюдательность
вопросы: «Что такое „Островок
безопасности", для чего он
нужен?», а затем рисуют
Давать детям представление Педагог проводит экскурсию: «В
о перекрестке. Развивать нашем
городе
улицы
мышление,
зрительное пересекаются
между
собой.
внимание.
Воспитывать Место
пересечения
улицы
чувство ответственности
называется перекрестком. Одна
улица пересекает другую —
34
Перфокарта
«Выполни верно»,
фишки
разного
цвета
Макет улицы с
«Островком
безопасности»,
настольный театр
«Колобок»
Макет улицы с
«Островком
безопасности»,
бумага, цветные
карандаши
Два красных
флажка
IV
Ноябрь
Подвижная
игра
Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания
о перекрестке. Воспитывать
внимательность, честность
I
Площадь
Экскурсия
Давать детям представление
о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства
II
Закончи
предложение
Мой дом —
моя улица
Словесная
игра
Рисование
Развивать у детей фонематический слух, мышление
Закреплять у детей представление об улице, умение
отображать увиденное во
время прогулок, передавать
свои впечатления
IV
Учим
дорожные
знаки
Настольная
игра
I
Моя улица
Чтение
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный
знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность
Закреплять у детей знания об Педагог
П1
Декабрь
Перекресток
четырехсторонний перекресток.
Пересекаются
улицы
поразному: прямо, наискосок. Это
самое опасное место. Как вы
думаете, почему?»
Ведущий-«светофор» стоит в
центре перекрестка. Остальные
—
пешеходы,
водители.
«Светофор» салит и тех и других
за нарушение правил уличного
движения.
Педагог рассказывает детям о
площади: «Площадь — это
незастроенное ровное место в
городе, от которого расходятся в
разные стороны узкие и широкие
улицы. На площадях воздвигают
скульптуры. Что вы видите на
этой площади? Самая большая
площадь страны — Красная. Она
находится в Москве»
Игра «Доскажи словечко»
35
Дега
рассматривают
иллюстрацию «Моя улица», выбирают
самостоятельно
сюжет
для
рисунка.
Лучшие
работы
помещают в уголок «Приятельсветофор»
Дети рассматривают карточки с
дорожными ситуациями, затем
подбирают к этой ситуации
соответствующий
знак,
объясняют свой выбор
читает
книгу,
Костюм
светофора, свисток, игрушечный
руль
Два
флажка
красных
Раздаточный
материал
для
рисования
Настольная
«Дорожные
знаки»
дети Книга
игра
М.
П
III
IV
Январь
I
П
улице.
Развивать
речь, рассматривают иллюстрации, а
мышление.
Воспитывать затем отвечают на вопрос «Что
внимательность
тебе особенно понравилось в
этой книге?»
Эго должен Викторина
«Что? Закреплять у детей знание Викторина «Что? Где? Когда? –
каждый знать Где? Когда?»
Правил дорожного движения
«это должен каждый знать
обязательно
и умение соблюдать их в
обязательно на «пять»
на «пять»
жизни. Развивать мышление,
речь, внимание
Перейди
Игра-соревноРазвивать у детей внимание, Две команды играют друг против
дорогу
вание
умение выполнять действия друга. У ведущего три круга
по сигналу воспитателя
(красный, желтый, зеленый).
Когда он поднимает зеленый
круг, дети делают шаг вперед,
красный — назад, желтый —
стоят на месте. Кто ошибся —
выходит из игры
Найди
Словесная
Развивать у детей фонема- Аналогично занятию II в мае III
ошибку
игра
тический слух, внимание, года обучения
мышление
Чем
Дидактическая
Закреплять у детей знания о Задание: разложить картинки по
накормить
игра
том, что помогает работать группам в зависимости от того,
автомобиль
мотору автомобиля. Разви- чем «питается» автомобиль —
вать память, мышление
бензином или работает от
электричества
О
чем
Беседа
Углублять у детей знания о Педагог рассказывает: «У доразговаривает
дорожных знаках: предуп- рожного языка есть знаки. Один
улица
реждающие, запрещающие, знак означает целую фразу —
указательные и знаки сер- дорожный сигнал. Это круги,
виса. Развивать мышление. треугольники, прямоугольники
Воспитывать внимание, со- разного цвета. Найдите знаки
средоточенность, чуткость, треугольной формы с красной
умение оказывать помощь окаемкой, назовите их. Что они
друг другу
означают?
Это
предупреждающие
знаки.
Найдите знаки круглой формы с
36
Дружинина «Моя
улица»
Три
круга
(красный,
желтый, зеленый)
Книга
М.
Дружинина «Моя
улица»
Картинки
с
изображением
транспорта
Макеты
дорожных знаков
Февраль
III
Дорожные
знаки
Практическая
работа
Закреплять у детей знания о
дорожных знаках, их назначении. Развивать умение
ориентироваться на листе
бумаги
IV
Загородные
дороги
Беседа
Обучать детей движению по
загородной дороге. Развивать
наблюдательность
и
внимание, умение ориентироваться
в
создавшейся
ситуации
I
Световые
сигналы
автомобилей
Наблюдение
Давать детям представления
о специальных световых
сигналах: мигающие огни,
фары. Воспитывать навык
безопасного поведения на
дорогах
II
Угадай, какой
машине
принадлежит
сигнал
Дидактическая
шра
Развивать у детей слуховое
внимание, умение по звуку
определять автомобиль специального назначения
37
красной окаемкой — запрещающие...»
Педагог называет дорожные
знаки, дети соединяют номер
цифры
с
изображением
дорожного знака. Например: 1 —
«Осторожно, дети!», 2 —
«Пешеходный переход» и т. д.
Педагог: «За городом нет
тротуаров, а машин также много.
Транспорт движется по проезжей
части дороги. По обе стороны
расположены
обочины.
По
обочинам идут пешеходы. Как
они идут? Почему?»
Дети наблюдают за мигающими
огнями автомобилей. Рассказ
педагога: «Мигающие огни —
это световые сигналы, указатели.
С их помощью водители предупреждают других водителей и
пешеходов о своих дальнейших
действиях
(поворот,
обгон,
остановка и др.). Что вы видите?
О чем это говорит? Огни
особенно важны ночью и
вечером, когда темно. Еще
автомобили
снабжены
звуковыми сигналами. Зачем
нужно следить за световыми
сигналами приближающегося
транспорта?»
Педагог нажимает на кнопку
руля, раздается сигнал, дети
отгадывают, какой машине он
принадлежит. Например. сирена
Перфокарта
«Дорожные
знаки»,
карандаши
простые
Иллюстрации
загородные
дороги
транспортом
Два
флажка
—
с
красных
Звуковой руль
Март
III
Ловкий
пешеход
IV
Чистоговорки
I
Работа
сотрудника
ГИБДД
Беседа
Знакомить детей с работой
сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика
II
Сигналы
регулирования
дорожного
движения
Автомобиль
Практическая
работа
Закреплять у детей знания о
сигналах регулировщика с
помощью перфокарты. Развивать память, внимание
III
игра
Настольная
Разучивание
Чтение
Закреплять у детей знания
Правил дорожного движения, счета в пределах шести,
умения соблюдать правила
игры. Воспитывать честность
Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение
четко произносить звук [ж]
«скорой помощи», милиции,
пожарной охраны
Дети бросают кубик, двигаются
по квадратам, соблюдая правила
игры.
Ловким
пешеходом
является тот, кто первым придет
к финишу
Пример чистоговорки: Жа-жажа — едем мы из гаража.
Жи-жи-жи — проезжаем гаражи.
Жу-жу-жу — подъезжаем к
гаражу.
Же-же-же — и машина в гараже
Дети наблюдают за работой
инспектора ГИБДД. Рассказ
педагога:
«Он
регулирует
движение
транспорта
и
пешеходов. В руке у него чернобелая
палочка
—
жезл.
Регулировщик то поднимает ее
вверх, то опускает вниз, то
отводит в сторону. Что означают
эти сигналы? Стоит боком, жезл
внизу — иди. Стоит лицом, жезл
внизу — стой, жезл вверху —
внимание»
Педагог
предлагает
детям
задание:
«Раскрась
сигналы
светофора,
которые
соответствуют позам регулировщика.
Объясни»
Знакомить детей с произве- Педагог читает книгу, дети
дением Н. Носова «Автомо- рассматривают
иллюстрации,
38
Настольная игра
«Правила
дорожного
движения»,
фишки, кубик
Два красных
флажка
Перфокарта
«Сигналы
регулирования
дорожного
движения»
Книга Н. Носова
«Автомобиль»
биль». Обучать
умению
оценивать поступки героев.
Воспитывать желание соблюдать ПДД
Апрель
IV
Ловкий
пешеход
Подвижная
игра
Развивать у детей меткость,
ловкость, глазомер
I
Твой
приятель —
светофор!
Беседа
Знакомить детей с историей
изобретения уличного светофора. Закреплять знания о
четырехстороннем
светофоре. Воспитывать умение
применять
на
практике
полученные знания по ПДД
II
Москвичонок
Инсценировка
III
Угадай ребус
Практическая
затем беседуют с педагогом о
прочитанном
произведении:
«Кто главный герой рассказа?
Что могло бы случиться с
мальчиками во время этой
прогулки? Можно ли их назвать
смелыми? Почему? 0 чем они
забыли?»
Дети по очереди переходят
перекресток. Перейти — значит
на ходу забросить мяч в зеленую
корзину. Попал в красную — не
перешел, выходишь из игры. В
желтую — получаешь попытку
бросить еще раз
Рассказ
педагога:
«Первый
светофор был механическим,
затем газовым и, наконец, стал
электрическим. Сколько сторон у
светофора?
Для
пешеходов
зажегся зеленый свет с од- ной
стороны, а с другой — красный
для
транспорта.
Пешеходы
переходят.
Машины
стоят.
Желтый
свет
зажигается
одновременно со всех сторон. Он
предупреждает — скоро сигналы
сменятся.
Четко
работает
светофор, ему все подчиняются,
поэтому на улице порядок»
Дети поют, изображают действия
«Москвичонка» (Песня
«Москвиченка»)
Создавать у детей эмоциональный
положительный
настрой. Развивать умение
сопоставлять движения со
словами
Развивать у детей мышление, Дети рассматривают различные
39
Три
корзины
(красная, желтая,
зеленая), мяч
Макет
четырехстороннег
о светофора
Значок
автомобиля «Москвич»,
игрушечный руль
Ребусы
Май
работа
память,
внимание.
Расширять у детей знания о
ПДД. Закреплять умения
находить нарушителей
IV
Про Правила
дорожного
движения
Чтение
Развивать у детей умение
полным
предложением
отвечать на поставленный
вопрос. Закреплять знания
ПДД
I
Правила
движения
достойны
уважения!
Праздник
II
Автогородок
Игры
III
Велосипед
Беседа
Закреплять у детей знания
ПДД, умение соблюдать их в
окружающем
мире.
Совершенствовать
умение
ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой
Закреплять у детей знания
правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве
Знакомить детей с историей
создания велосипеда. Расширять знания детей о
средствах
передвижения.
Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание,
восприятие.
Воспитывать
40
ребусы:
«Что
напутал
художник?»,
«Куда
едет
автобус?», «Найди 10 отличий
между картинками», «Найди два
одинаковых фургона», «Кто
правильно ведет себя на улице?»,
«Кто неправильно?»
Педагог читает книгу, дети
рассматривают
иллюстрации,
отвечают на вопросы: «Как звали
главного героя книги? Куда
торопился Торопыжка? Какие он
совершал нарушения? Как бы ты
поступил на его месте? Чем
закончилась эта история?»
Сказочный
герой
Незнайка
приходит в гости. Он не знает
ПДД, дорожных знаков. Дети
помогают
ему,
учат
его
правилам, играют, поют песни,
танцуют,
читают
стихи,
загадывают загадки
Дети играют в автогородке. На
роль регулировщика выбирают
ребенка. Он с помощью жезла
управляет
движением
на
перекрестке
Педагог рассказывает о велосипеде: «Вначале был самокат,
затем
Первый
ябегунок“.
велосипед был деревянным с
деревянными колесами, затем
железный
велосипед
с
деревянными
колесами
—
„костотряс“. Потом сделали
Книга С. Волкова
«Правила
дорожного
движения»
Праздник по ПДД
«Правила
движения
достойны
уважения»
Велосипеды,
самокаты, макеты
дорожных знаков
Иллюстрации —
изобретение
и
постепенное
усовершенствование
велосипеда
Г/
Итоговое
Беседа
желание соблюдать правила резиновые колеса — ппаук“».
безопасности
Рассказ сопровождается показом
рисунков. Дети рассматривают
современный
велосипед.
Называют его части. Педагог
знакомит детей с правилами
движения для велосипедистов, с
соответствующими дорожными
знаками
Уточнять объем знаний и Составление сводной таблицы, Таблица
навыков, полученных детьми подведение итогов
«Графическая заза год обучения
пись
динамики
знаний
детьми
ПДД»
(приложение 1)
41
3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает
обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть
общей
воспитательной
работы
детских
садов
и
школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов
образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от
опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует
научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические
работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь);
2 - итоговая (апрель).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
42
Перечень знаний, которыми должен владеть дошкольник - выпускник по правилам дорожного движения
1. Что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный,
пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дошкольник-выпускник:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
43
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено
треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует,
транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним
(машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых
обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее
газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра»,
подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как
пешеход, водитель, пассажир транспорта.
44
Приложение 1
Графическая запись динамики знаний детьми правил
дорожного движения
Вопросы для проверки знаний ПДД
во второй группе раннего возраста
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Назови
цвета
светофора
Покажи
грузовой и
легковой
автомобил
и
Назови
части
автомобил
я
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
К.г
К.г
Кто
управляет
автомобил
ем?
Что делает
водитель?
Где едут
машины
?
Кого
перевозит
автобус?
Где
останавли
вается
автобус?
Где
ходят
люди?
Где
играют
дети на
улице?
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
45
К.г
К.г
К.г
К.г
К.г
К.г
.
Вопросы для проверки знаний ПДД
в младшей группе
№
п/п
Фамилия,
имя ребенка
Какие ты
знаешь
автомоби
ли?
Н.г
К.г
Какие
автомоби
ли
называют
грузовым
и?
Н.г
К.г
Назови
части
автомоби
ля
Что такое
светофор?
Н.г
Н.г
К.г
К.г
На какой
сигнал
светофора
можно
переходить
улицу?
Н.г
46
К.г
Как
называе
тся
место,
где
ходят
люди?
Н.г
К.г
Что ты
знаешь о
работе
водителя
?
Что ты
знаешь о
пассажир
ском
транспор
те?
Где
можно
играть?
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
К.г
К.г
Почему
нельзя
играть
на
проезже
й части
дороги?
Н.г
К.г
Какой транспорт перевозит
пассажиров?
Чем отличается автобус от
троллейбуса?
Назови правила поведения в автобусе
№ Фамилия,
п/п имя ребенка
Какой транспорт перевозит грузы и
какие?
Н.
Н.
Н.
Н.
К.
К.
К
Н.
Н.
К.
К.
Н.
К.
Н.
47
К.
Н.
К.
Н.
К.
Н.
К.
Н.
К.
Н.
К.
Н.
К.
Н.
Покажи дорожный знак «Пешеходная
дорожка»
Покажи дорожный знак «Пешеходный
переход»
Покажи дорожный знак «Осторожно,
дети»
Двустороннее, одностороннее движение
— это что?
Что такое проезжая часть?
Что такое переход?
Назови правила поведения пешеходов
Кто является пешеходом?
Что такое улица?
Что означают сигналы светофора?
Назови машины специального
назначения
К.
Что помогает работать мотору
автомобиля?
Вопросы для проверки знаний ПДД
средняя группа
К.
Н.
К.
Для чего нужен пассажирский
транспорт?
Где его ожидают люди?
Фамилия,
имя ребенка
Какой вид транспорта ты
знаешь?
Н.
Н.
Н.
К.
К.
Н.
Н.
К.
К.
Н.
К.
Н.
Кто контролирует движение?
К.
Для чего нужен «Островок
безопасности»?
Что такое «зебра»?
Что такое перекресток?
Правила поведения в автобусе
К
Как называют людей, едущих
в пассажирском транспорте?
Н.
Н.
К.
48
На какие две части делится
дорога?
Правила перехода улицы
К.
Расскажи о работе водителя и
сотрудника ГИБДД
Н.
Н.
Н.
К.
К.
Правила поведения на улице
К.
Как узнать, куда поворачивает
автомобиль?
Н.
Н.
К.
Покажи дорожный знак
«Осторожно, дети»
Покажи дорожный знак
«Пешеходный переход»
Покажи дорожный знак
«Пешеходная дорожка»
Покажи дорожный знак
«Велосипедное движение»
К.
Где разрешается ездить на
велосипеде?
Вопросы для проверки знаний ПДД
подготовительная группа
Н.
Н.
Н
.
Н
.
Н
.
К.
К.
К
.
К
.
К
.
4. Используемая литература
1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб.,
издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 – с.208;
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - с.144;
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и
подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий
по основам безопасности детей дошк. Возраста. -М.: Просвещение 1998 – с.96;
5. Горская А.В. Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по
воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие. / Под ред.
С.И. Бугрова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 16 с.; 7 цв. ил.;
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей труппе детского сада. – М.:
ММОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 – с.128;
49