06.06.2022
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.
Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:
Детям предлагаются следующие игровые упражнения:
«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.
Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».
Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:
«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».
Игры для выразительности речи:
«Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».
Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:
Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения.
«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»
«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».
Игры для развития эмпатийного поведения:
«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.
«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.
Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок.
Ситуации-общения:
«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,
«Малыш плачет, как его успокоить».
Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения.
В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности мы используем:
- коммуникативные игры-упражнения;
- беседы на различные темы;
- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;
- игры со словом;
- хороводы, танцы, театрализация сказок;
- чтение и совместное обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание эмоционального состояния;
- спортивные, подвижные игры;
- совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.
12.07.2024
Просмотров всего: , сегодня: