Содержание
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1Особенности воспитательного процесса в детском саду.
1.2 Цель и задачи воспитания.
2. Планируемые результаты
II Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
III. Организационный
3.1.Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Приложение Календарный план воспитательной работы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка».
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания
ответственных
взаимоотношений
с
окружающими
их
людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка» находится личностное развитие воспитанников в соответствии
с ФГОС ДОУ, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы ДОУ
станет приобщение воспитанников к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение воспитанников личностных результатов,
указанных во ФГОС:
формирование у воспитанников основ российской идентичности;
готовность воспитанников к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в ДОУ.
1.1.Особенности воспитательного процесса в детском саду.
Рабочая программа воспитания бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17
октября 2013 года). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в
целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка» является формирования общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное
внимание
уделяется
самостоятельной
деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые
нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе
и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка» организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и
пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не
только количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров:эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной
надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной
насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его
составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь
норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования
материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ «Октябрьский
детский сад № 19 «Дюймовочка» является физическое воспитание и
развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной
организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического
режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный
режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с
возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной
двигательной активности малышей устанавливается в следующих
пределах: младший дошкольный возраст - до 3-4 часов, старший
дошкольный возраст - до 4-5 часов. Оптимизация двигательного режима
обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр,
упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной
деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как
части нравственного становления. Воспитательная деятельность
направлена на формирование эмоциональной готовности к труду,
элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру
труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и
дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов,
предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий
при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы
и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Для МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка» важно
интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание,
сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в учебно - воспитательном процессе. С этой целью проводятся
родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы,
тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями
отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства
наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские
центры, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители
к проведению праздников, развлечений и др.
1.2. Цель, задачи.
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель воспитания - введение дошкольника в мир культуры,
сохранение и укрепление психического и физического здоровья,
индивидуальности, создание условий для разностороннего развития его
способностей.
Задачи воспитания:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования.
2. Планируемые результаты.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства;
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей;
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность
прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным
другими;
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
Складываются предпосылки грамотности;
Может контролировать свои движения и управлять ими;
Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире;
Проявляет уважение к жизни и заботу о об окружающей среде;
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою
страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событий;
имеет первичные представления о себе, семье, традиционных
семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации,
проявляет уважение к своему и противоположному полу;
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшему и заботу о
младших;
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги
дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны
стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Примером вариативных форм, способов, методов организации
воспитательно-образовательной деятельности могут служить такие формы
как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные
виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др.
виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и
общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной
направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные
акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных
моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть
реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно
инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБДОУ «Октябрьский
детский сад № 19 «Дюймовочка», каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Модуль 1. «Наше здоровье - в наших руках»
Цель: использование педагогических технологий и методических
приемов для демонстрации воспитанникам значимости физического и
психического здоровья человека. Воспитание понимания важности
здоровья для будущего.
Задачи:
- создать условия для формирования у детей начальных
представлений о здоровом образе жизни; развития инициативы,
самостоятельности и творчества в двигательной активности, развития
интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности;
интереса и любви к спорту;
- формировать у воспитанников культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья;
- знакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих
поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности воспитателя в направлении
«Наше здоровье - в наших руках»:
1. Сотрудничество с медицинским работником БУБ, с целью
изучения состояния физического здоровья воспитанников.
2. Организация и проведение мероприятий, формирующих
правильное отношение воспитанников к занятиям физкультурой и спортом.
3. Формирование собственной Я-позиции воспитанников к проблеме
сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Наше здоровье - в наших руках» в работе с
коллективом воспитанников:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи региона и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
Формы работы с коллективом воспитанников в направлении «Наше
здоровье - в наших руках»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри групп и между
группами ДОУ;
- спортивные викторины, тематические занятия по спортивной
тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, выставки
рисунков;
- беседы, презентации и дискуссии на заданную тему;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр
специальных видеосюжетов и мультфильмов по этой проблеме.
Модуль 2. «Мы вместе» - дошкольное образование в семье
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей
через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами
воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности педагогов:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье,
нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и
личностные развития ребенка.
- Поощрение родителей, участвующих в жизни группы и ДОУ.
Основные понятия направления «Мы вместе»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности педагогов в направлении «Мы вместе»:
- Тематические занятия;
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап,
бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные государственным датам (8 Марта, 23
февраля, День Победы, День единства, День России, Новый год) и по
народному календарю (Рождественские колядки, Масленица, Спасики)
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и
групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с
детьми и родителями.
Работа с родителями
Важная задача педагогов - создать условия для свободного развития
физических и духовных сил воспитанников, руководствуясь интересами
детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных
факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности педагогов - это семья, в
которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен
помнить, что, воспитывая ребенка, он влияет, в первую очередь, на
воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания
выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.
Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка,
каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо
следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его
взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему
родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и
родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных
семьях.
Основные направления воспитателя и родителей:
Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное
развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные
ценности Человека. Успеху работы воспитателя совместно с родителями
способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к
человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей
к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой
для воспитанников. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет
права посягать на нее.
Интерес к жизни - непременное условие работы с детьми, условие
эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на
формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие
жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на
понимание,
способной
самосовершенствоваться,
обладающей
индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении
человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка. Для решения этой проблемы
нужно обратить внимание на осуществление мероприятий совместно с
родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы
воспитанников, стимулирующих любознательность, исследовательское
мышление;
Таким образом, педагогами реализуется функция родительского
просвещения (сведения о воспитательной концепции ДОУ, педагогической
позиции педагога, о методике воспитания, о целях и задачах личностного
развития воспитанников на данный период, о ходе духовного развития
ребенка, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и
текущих успехах т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно
той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности
ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации, презентации на сайте;
- проведение совместных праздников;
- родительские форумы, чаты.
Модуль 3. «Мир творчества».
Цель: создание условий для проявления воспитанниками инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, развитие интереса к творческой деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления воспитанниками своих
индивидуальных способностей.
2.Использование активных и нестандартных форм творческой
деятельности воспитанников, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие
достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития
эстетических умений воспитанников и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности педагогов в направлении «Мир
творчества»:
- Изучение потребностей, интересов в организации и проведении
досуговых мероприятий.
- Предоставление родителям воспитанников необходимой информации
об участии в жизни детского коллектива, демонстрация достижений
воспитанников.
Формы работы педагогов с детским коллективом в направлении
«Досуг»:
- празднование памятных дат календаря;
- виртуальное посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- участие в конкурсах разной направленности.
Модуль 4. Тепло в ладошках» (волонтёрство, социальные акции).
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не
знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и
одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей,
ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и
сострадании.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского
движения в детском саду как социальном институте, который должен
готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие,
доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к
природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим
детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить
милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без
напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого,
интересного для себя.
Мероприятия, проведенные в рамках модуля:
Дети старше - подготовительной и средней групп учат малышей играть в
различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми
старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут провести
настоящий мастер- класс на разные темы.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение
«взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более
сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою
ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у
них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в
практику педагогической работы.
Не менее актуальной и приемлемой формой работы по нравственнопатриотическому воспитанию является проведение тематических акций.
Акции патриотического характера: «Голубь Мира», «Письмо солдату»,
«Сталинградские окна», «Никто не забыт, ничто не забыто...», «Георгиевская
ленточка». Проведение таких акций способствует воспитанию и
формированию у детей гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей. Позволяет стимулировать
интерес к изучению истории Великой Отечественной войны. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Благотворительные акции в рамках инклюзивного образования:
«Частичка сердца», «Мы вместе», «Подарок другу», «Разноцветные ладошки».
Способствуют развитию толерантности, милосердию, состраданию, доброты
к детям с ограниченными возможностями здоровья. Участие в
благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к
решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни.
Акции, направленные на сотрудничество семьи в решении проблем
образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности
родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка: «Герб
семьи», «Подари цветок детскому саду», «Накорми птиц зимой».
Модуль 5. «Всему начало здесь, в краю родном»
(воспитание традиционным российским культурам, духовно нравственным
ценностям, традициям, праздникам)
С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим
ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности,
патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы
воспитываем личность каждого ребёнка, который, будет носителем черт
русского характера, русской ментальности.
Основное назначение данного модуля:
Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями,
народными промыслами;
-
Активизировать речь, расширять словарный запас детей;
-
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре;
Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными
талантами Россию.
III. Организационный
3.1. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка» воспитательной работы осуществляется по выбранным
детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних
экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в МБДОУ «Октябрьский детский сад №
19 «Дюймовочка», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками
и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание
того, что личностное развитие детей - это результат как социального
воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов.
Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ «Октябрьский
детский сад № 19 «Дюймовочка» воспитательного процесса являются:
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями совместно с старшим воспитателем с
последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического
совета МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка».
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год;
какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2 Состояние организуемой в МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19
«Дюймовочка» совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ старшим воспитателем, воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями,
педагогами, при необходимости - их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического
совета МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка»
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общесадовских мероприятий;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством организации творческих соревнований, праздников и
фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ
«Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка» является перечень
выявленных проблем.